Духовные наставления схиархимандрита Илия

    Бог живёт в вечности, поэтому и Промысл Его охватывает вечность. Невозрождённый человек живёт жизнью мира сего, поэтому его пугает всякая скорбь, несчастье, болезнь. Скорби же смиряют человека, его гордое возношение ума, которое в большинстве случаев и есть причина внешних злоключений. Не хотим скорбей - надо смиряться духом (смирившихся Бог не уничижит); не смиряемся, ведём греховную жизнь, и вот, жезл Божий исправляет нас. Но исправляет не всех, для некоторых это Божие вмешательство служит причиной ещё большего падения - ропота на судьбу, на обстоятельства, на людей, - на всех, только не на самого себя. Избави нас, Боже, хотя бы от этого!

     Спастись можно и живя в миру, но достичь духовных высот можно только отрекшись от мира. Путаница в понятиях происходит тогда, когда мирские люди думают, что тщательное исполнение заповедей предписано только монахам, или, наоборот, когда то, что предписано отшельникам, хотят исполнить в мирской жизни, пренебрегая своими семейными и общественными обязанностями. Каждому своя мера, а это значит, что мы должны весьма сознательно выбирать свой жизненный путь, не уклоняясь ни влево, ни вправо, а как ведет нас Бог.

     Молитва есть обращение человеческого ума к Богу. Первое движение ума есть движение вовне, второе - к самому себе и третье - к Богу. Вот это третье даётся труднее всего. А без молитвы, без постоянного памятования о Боге, выражением чего является молитва, мы не можем устоять против мысленных искушений, постоянно одолевающих нас. Чтобы чисто молиться, без парения мыслей, нужно отказаться от самого себя и от мира, во зле лежащего, а мы этого не хотим и не можем, вот и нет у нас настоящей молитвы. Убеждаешься, что истинная молитва есть дар Божий, как и всё благое и совершенное. Удостоимся ли мы его?

     ИГИЛ не слушает никого. Они делают, что хотят. Ничего, у нас есть сила. У нас есть защита, мы можем защититься.

     Благоразумный разбойник, распятый вместе с Иисусом Христом, вошёл в рай, потому что раскаялся в совершённом зле, исповедал Иисуса Христа, как Бога и поверил в милосердие Божие (Лк. 23, 40-43). А мы хотим спастись, не раскаявшись (при неверии или маловерии) или, наоборот, отчаиваемся в своём спасении, видя, что жизнь прожита не так, как должно. Но спасение не отнимается от человека до его последнего вздоха. Надо дерзать, стараться для своего спасения, а не отчаиваться от своих многочисленных падений. Как говорят святые отцы, упал - тот час вставай, так как другого пути спасения у нас нет. 

     Что Бог не попустит, то никогда не случится. А мы думаем, что можем избежать чего-то плохого, стуча пальцами по столу и приговаривая: "Тьфу, тьфу". Это обнажает наше непотребство, наше неверие, наше убожество. Верим в случайность, а не в Промысел Божий, верим в судьбу, а не в Бога Вседержителя, в руке Которого благополучие или не благополучие не только отдельно взятых людей, но и судьбы всего мира. Прости, Господи, наше неразумие. Дай прикоснуться к Твоей Премудрости не в будущей, вечной жизни, но ещё здесь, на земле. Иначе мы погибнем не от чего-нибудь, а от неразумия! Многие хотят стать героями, но мало кто хочет стать святым. Почему? - Потому что к героизму ведёт славолюбие и ложное бессмертие, а путь к святости - ежедневный крест, распинание страстей. На героизме основана культура. А на Вере в Бога - вечная жизнь.

        

     Пока человек не возродился в Духе, сатана крепко сидит в его сердце. Он знает все помышления, чувства, стремления, склонности и страсти человека, так что может пересказать все грехи, совершенные им в течении жизни, что и делает на мытарствах. Только покаяние раздирает наше греховное рукописание (см. Кол гл2:14), но относимся мы к нему часто не как должно, легкомысленно. Сознание греха есть, а покаяния как такового нет; будет ли тогда изглажен грех из книги совестной? Порочны могут быть не только дела, но и слова, мысли и намерения. Предаваясь страстям, хотя бы в помыслах, мы оскорбляем Святого Духа. Вот она, разница между правовой общественной нравственностью и нравственностью христианской!

     Для человека нет ничего дороже времени, ибо оно даётся для спасения. Что успел сделать хорошего в этой жизни, насколько поднялся из рва страстей, таково и твое будущее. Какое безумие мы проявляем, когда не знаем, как "убить" время и растрачиваем его на пустые развлечения, празднословие, на пустые дела. Приходит смерть, и застаёт нас не готовыми к переходу в иной мир, ибо мы не ценили время и истратили его впустую. По смерти время меняется на вечность, надо постоянно помнить об этом, чтобы это изменение не принесло нам страх, горечь и разочарование, чтобы демоны не порадовались погибели нашей души.

     В книге совести записываются все наши дела, слова и помышления, и эта книга послужит нам в оправдание или в осуждение на Страшном Суде. А мы смотрим только на закон, если не попали в тюрьму, то и хорошо. А слова, помышления, стремления, образ жизни куда мы денем? Здесь мы оправдываем себя, жалеем, вместо того, чтобы каяться в грехах и исправляться. Но разве с этими ухищрениями устоим на Суде Божием? 

     Если человек не оказывает послушания Богу, то будет ли он послушен кому бы то ни было? Вот причина смятения и раздора среди людей, причина развала семей (будет ли неверующая жена подчиняться мужу?), непослушания детей родителям и т.д. То же касается и справедливости. Несправедливый к Богу и к самому себе будет ли справедлив по отношению к другим? Но мы не устаём изобретать правила нравственности, исходя из падшей природы человека, а не из его богоподобия. Прости нас, Господи!
     Люди становятся врагами Богу потому, что следование заповедям Божиим обещает блага будущие, а люди хотят благ сейчас и теперь, а не вечных.

     Если день начинаешь с молитвы и самую первую мысль, как проснешься, приносишь Богу, то тем самым ясно показываешь, какова твоя воля, и получаешь Божие благословение. А если не молимся ни утром, ни вечером, да и вообще не молимся, то какие у нас отношения с Богом? Об этом страшно даже и подумать, а в таком состоянии часто проходит вся наша жизнь. Не может молиться тот, кто волю свою сложил с волей дьявола и не сознаёт этого. Святые говорят, что кто не молится, тот с дьяволом, то есть пребывает в рабстве у него.

     Любовь и смирение - вершина добродетели. Без смирения невозможно придти к Богу, им начинается и кончается путь тех, кто хочет спасения. А гордые удивляются, почему у них нет веры даже тогда, когда они как будто стремятся к ней. Всему виной гордость, подчинённость сатане, который, конечно же, препятствует смирению и покаянию; кающийся человек - это его погибель. Царство Божие может наследовать только тот, кто борется с миром хотя бы только в самом себе. Но у нас часто даже мысли нет об этом, мы привыкли добиваться счастья и довольства в этой жизни, не соотнося её с будущей жизнью. Это есть плоскость, обращённость ума на земное, а не на Небесное. Кто спасёт нас?

     Должно вам родиться свыше, - говорит Христос (Ин. 3, 7). Рождение свыше означает пробуждение в человеческой душе духа, того духа, который есть по образу и подобию Божию. Но удивление Никодима, как может человек снова войти в матернюю утробу, ещё больше относится к современным людям, не понимающим суть духовного возрождения. Духовное возрождение совершается в Таинстве Крещения, но это только начало пути, который может вести к богоуподоблению, а может - к совершенной плотскости, так как свобода человека не отнимается ни в каком Таинстве. Так и получается, что человек крещён, но не просвещён, не образован по духу Христа, ибо воля его, несмотря на Крещение остаётся плотской, а не духовной. А раз человек остаётся плотским, то и творит все дела плотские, доволен плотским течением жизни, своей и общей, сытым чревом. Страшно быть заживо умершим! 

     Правы святые отцы, утверждая, что христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог посылает человеку скорби внешние и внутренние, болезнь, нищету, поругание, презрение от ближних. И внутренние скорби, то есть страсти, иногда служат этой же цели, ибо рождают раскаяние и желание исправления своего худого нрава. Мытарь оказывается выше фарисея, хотя покрыт грязью грехов. Терпение - это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение - сатанинское.

     Священное Писание есть дыхание истины. Не читая его, невозможно насытиться правдой, невозможно духовно возродиться. Много теряют те, кто не читают его, не слушают проповедей, не молятся. "Хлеб наш насущный даждь нам днесь" (Мф. 6, 11). Это относится к слову Божию.
Ум наш поражён слепотой страстей, поэтому чтение Священного Писания и духовных книг, где обличается противоестественный путь жизни, уцеломудривает ум, делая его способным воспринимать истину. Ещё большее значение в этом смысле имеет молитва. Святые Таинства и, разумеется, благие дела, если они делаются ради Господа, а не ради тщеславия.

     Нрав плотских людей - это одни страсти и пристрастия. Горе человеку, когда он служит им! Страсти и пристрастия влекут его долу, привязывают к земле, делают чистой плотью, в которой не может пребывать Дух Божий. Бесплодная смоковница или сухое дерево показывают участь невозрожденных в Духе людей. Как их срубают и вметают в огонь (Мф. 21, 19; 7, 19), так и та же участь ждет и нераскаянных грешников, злоупотребляющих долготерпением Божиим.

     Два разбойника на кресте олицетворяют всё человечество, и как Иисусу Христу было тяжело слышать ругательства безумного разбойника, так и людям, познавшим истину, тяжело быть рядом с беззаконными людьми. Христос молчал при ругательствах разбойника, воинов и других насмешников, а нам не хватает терпения. Помоги нам, Господи.

     Правильно говорят святы отцы, что человек никогда не останется в неверии, если не решит навсегда остаться во зле. Поскольку воля человека свободна и он создан самовластным, то есть призван свободно управлять своей волей, то эту волю, хотя и греховную, Бог не желает изменить насильственно, чтобы не причинить человеку нестерпимую муку. Поэтому каждый грешник мучается не по вине Бога, а через свои страсти и похоти, поэтому на вратах ада написано: "Каждому свое". Когда человек хоть чуть-чуть поднимается над уровнем плотского мышления, то ясно видит безумие гордости и возвышения, пренебрежения к Богу и людям. И это исходит не от человека, а от милосердия Божия, не желающего погибели грешникам, но чтобы им обратиться и жить вечно (Иез. 33, 11).

     Часто случается, что нас поносят, уничижают, презирают, гонят и причиняют зло как бы незаслуженно, если смотреть с мирской точки зрения. Но Бог попускает это в воздаяние наших прежних прегрешений, чтобы мы, прощая другим, получили прощение от Бога за те несправедливости и грехи, которые мы когда-то допустили по отношению к другим людям. Так что надо бы радоваться, а не горевать при подобных скорбях, а мы порой малодушествуем и огорчаемся без меры. Прости нас, Господи! Думается, что прощать грехи ближних мы должны не только, чтобы нам простились грехи, но и из сознания, что зло люди делают непроизвольно, но по обольщению от демонов - не ведают, что творят (ср.: Ин. 23,34). 

     Каждый человек призван служить Богу. Но найти правильный ответ, в чём конкретно должно заключаться служение того или иного человека, бывает не так просто, а между тем ошибка в этом вопросе равносильна смерти, и смерти духовной. Ибо единство сил, возможностей и таланта, данного человеку Богом, может творить чудеса, а разобщение их порождает муку. И как часто человек хочет быть не тем, что он есть, не тем, что от него хочет Бог, а тем, кем его вынуждает быть честолюбие, ложно понятый интерес или цель, превышающая возможности человека. Смерть производит над всем этим беспристрастный суд, но дай нам, Господи, ещё при жизни верно определить своё назначение, чтобы не услышать нам по смерти: Не знаю вас, откуда вы (Лк. 13, 25).

     Иногда причиной болезней человека является отсутствие смирения. Без смирения нет спасения, вот болезнь и смиряет человека. Не хотим смиряться по доброй воле - смиряемся поневоле, ибо где уж немощному человеку гордиться и возноситься, да и гневаться. 
     За смирением приходит и мудрость - не мудрость мира сего, а мудрость от Бога. Что же может быть лучше сего? 
     Много скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс. 33). Святые радуются, когда их постигают скорби внешние и внутренние, ибо без скорбей невозможно спасение человека. Так что, если мы не можем радоваться при скорбях и искушениях, то следует хотя бы не роптать на Бога при приближении зла, испытующего наше терпение во спасение. 

     Когда человек получит достаточное понятие о вере, войдет в суть духовной жизни – а такую благодать Господь дает, – он, конечно, очень сожалеет о своих родных, если родители неверующие, братья, сестры, но и даже об окружающих – ведь эти люди не хотят себе добра, не хотят жизни. Ведь вера составляет суть нашей жизни, потому что есть душа у человека, есть Бог. Есть и будет! Мы знаем, что, как сказано, будет воскресение мертвых.
     А когда человек живет духовной жизнью, он всегда имеет радость, мир, любовь к другим. И благодать 
Божия так окрыляет его, способна дать стимул к труду, стимул к мирным отношениям, ко всему хорошему. И, напротив, человек, далекий от веры, не может сохранить мир в коллективе, и в семье зачастую тоже плохо бывает – расстройство семейных отношений.

     Что такое мир? Мир - это господство страстей, мелких интересов, стремление к земным благам вместо небесных и вечных. Это когда и данный от Бога талант человек употребляет для своего прославления, а не для славы Бога. Мир - когда ходят иногда в церковь и молятся, но о земном, о пище и питии, а не о прощении грехов. Не таков Божий мир, освобождающий от мучительства страстей, дающий подлинную радость, радость о спасении. Подай нам, Господи, такой мир, такую радость!

     Когда человек живёт на земле, то бесчисленными нитями привязывается к родным, детям, дому, к работе и т.д. Но родина его не на земле, а на Небе, у Бога. А как мало мы задумываемся над этим! Неужели жизнь на земле лучше жизни небесной, неужели наш земной дом лучше вечных обителей? Блажен, кто окончил свою земную жизнь в надежде вечного спасения, кто с миром перешёл от жизни временной к жизни вечной! Слава Богу, устрояющему наше обращение и спасение, слава Жертве Христа, слава Его Воскресению, в коем и нам надлежит воскреснуть, если будем иметь веру и творить добрые, а не злые дела. Слава Божиему долготерпению и милосердию! 

     Человек призван к умножению Славы Божией. Слава Божия была во всех Ангелах, но часть их пала. И эту потерю призван возместить не кто-нибудь, а именно человек - третий свет, после Бога и Ангелов. Есть мнение, что и Ангелы созданы по подобию Божию, но всё же они, как сказано, служебные духи, а люди - сыны Божии по благодати; в этом существенная разница. 
Смерть духовная - есть отпадение от добра. И знание без доброты тоже есть смерть. Если бы Адам был создан по естеству Ангелов, то, как бесплотный, он был бы осуждён навечно, а так - только на временную смерть, смерть тела. Как древо жизни давало жизнь через вкушение добродетели, так это происходит и с теми, кто имеет веру в Иисуса Христа. Кто же и теперь ищет лишь познания, тот идёт путём Адама и Евы, но уже не к временной смерти, но к смерти вечной. 

     Когда человек живёт на земле, то бесчисленными нитями привязывается к родным, детям, дому, к работе и т.д. Но родина его не на земле, а на Небе, у Бога. А как мало мы задумываемся над этим! Неужели жизнь на земле лучше жизни небесной, неужели наш земной дом лучше вечных обителей? Блажен, кто окончил свою земную жизнь в надежде вечного спасения, кто с миром перешёл от жизни временной к жизни вечной! Слава Богу, устрояющему наше обращение и спасение, слава Жертве Христа, слава Его Воскресению, в коем и нам надлежит воскреснуть, если будем иметь веру и творить добрые, а не злые дела. Слава Божиему долготерпению и милосердию! 

     Христиане - это, конечно, особый народ. Как Богочеловек Иисус Христос отличается от падшего Адама, так и христиане отличаются от плотских людей. Велико звание христианина, но велик и труд быть им. Жизнь христианина есть добровольный крест, распятие плоти, восхождение к Небесному Отечеству. Кратчайший путь христианина ко спасению - борьба со своеволием, этим корнем грехопадения. А для плотских людей нет ничего ценнее своеволия, от которого они не способны отречься даже за все сокровища мира. Так греховная свобода противостоит спасению; это есть оружие сатаны, которым он пополняет свою державу смерти.

     Если Господь дал нам что-то, то мы должны осознавать: все наши дарования земные и духовные – они от Бога. Мы ни чем не можем гордиться. Ни материальными благами, ни умственными достижениями, ни какими-либо заслугами – никаким богатством своим земным. Если дает Господь, то по Своей милости. Ни таланты, ни силы, ни труды – ничто не наше, а только милость Божия. 

     Мы сами перед Богом — громадные должники. То есть каждый день мы не исполняем волю Божию, зачастую грешим, обижаем других. То есть перед Богом мы грешные, виновные. Но Бог все-таки нас терпит и прощает. Следовательно, и нам тоже надо прощать тех людей, которые виноваты перед нами. Нужно сознавать, что они виноваты перед нами в гораздо меньшей степени, чем мы виновны пред Богом. Поэтому естественно мы должны прощать и предательство от людей, даже измену мужа… Может быть, и укорить мужа таким безобразным предательством. Но все же, в конечном итоге, простить.

     Сетуем иногда, что люди не ходят в церковь. Но как они будут ходить в церковь, если живут порочно и не каются? Церковь есть собрание кающихся, а не тех, кто лишь изредка заходит в храм в какой-либо крайней нужде, а потом забывает о ней. Иногда удивляешься, до какой степени некоторые люди не находят себе покоя, изнывая в заботах о ничтожных вещах. Здесь не обходится без вмешательства бесов, внушающих попечения о суетном, вместо попечения о душе. Как на признак последних времен на это указывают святые, например, Нил Мироточивый: «Многозаботливость будет помрачать чувства человека, нечувственного ко спасению своему, чтобы от множества плотских забот не мог ощущать спасение, то есть люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения»

      Душа должна наполняться как тело. Если у нас нет достаточного питания, то человек, человеческое тело его ищет. Так и душа наша ищет свою духовную пищу. А когда она отсутствует, человек чем-то ее заполняет. Душа скорбит, прибегает к курению, наркомании, пьянству и всем другим порокам. Церковь всех призывает к благочестивой жизни, но, увы, не все слушают Ее голос. Человек смог бы помочь себе истребить пороки, если бы обратился к Богу с молитвой. Но, к сожалению, люди не хотят пользоваться тем, что дает нам стержень нашей души — чтобы нам держаться крепко против наркомании, винопития, курения. 

      Много сейчас монастырей восстановили, храмов отреставрировали. Но благочестие возродить сложнее. Да и люди сейчас другие. Какое раньше благоговение было у верующих! У меня в Москве была знакомая раба Божия Александра: как же она плакала о былой Москве, ее соборности и благочестии. А другая раба Божия постоянно плакала, вспоминая, как взрывали Храм Христа Спасителя. Это были чистые истинно верующие души, которые, зная жизнь с Богом, желали всем спасения и плакали, видя, как люди сами уничтожают для себя возможность мирной жизни здесь, на земле, и блаженства в вечности со Христом.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)